Корзина

Конструкция шин

 

структура шины

Структура шины: 1 — протектор; 2 — плечевая часть; 3 — каркас; 4 — боковая часть(крыло шины); 5 — брекер и подушечный слой; 6 — дополнительная вставка
в плечевой зоне(зелен.цв.); 7 — бортовое кольцо; 8 — бортовая часть


 Основными материалами для производства шин являются резина, которая

изготавливается из натуральных и синтетических каучуков, и корд. Кордовая

ткань может быть изготовлена из металлических нитей (металлокорд),

полимерных и текстильных нитей.

Шина состоит из: каркаса, слоёв брекера, протектора, борта и боковой части.

Текстильный и полимерный корд применяются в легковых и легкогрузовых шинах.

Металлокорд — в грузовых. В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе

различают шины:

  • радиальные
  • диагональные

В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса.

В диагональных шинах нити корда расположены под углом к радиусу колеса, нити

соседних слоёв перекрещиваются.

Радиальные шины конструктивно более жёсткие, вследствие чего обладают

большим ресурсом, обладают стабильностью формы пятна контакта, создают

меньшее сопротивление качению, обеспечивают меньший расход топлива.

Из-за возможности варьировать количество слоёв каркаса (в отличие от

обязательно чётного количества в диагональных) и возможности снижения

слойности, снижается общий вес шины, толщина каркаса. Это снижает разогрев

шины при качении — увеличивается срок службы. Брекер и протектор

так же легче высвобождают тепло — возможно увеличение толщины протектора

и глубины его рисунка для улучшения проходимости по бездорожью. В связи

с этим, в настоящее время, радиальные шины для легковых автомобилей

практически полностью вытеснили диагональные.

Брекер находится между каркасом и протектором. Предназначен для защиты

каркаса от ударов, придания жёсткости шине в области пятна контакта шины

с дорогой и для защиты шины и ездовой камеры от сквозных механических

повреждений. Изготавливается из толстого слоя резины (в лёгких шинах)

или скрещённых слоёв полимерного корда и (или) металлокорда.

Протектор необходим для обеспечения приемлемого коэффициента сцепления

шин с дорогой, а также для предохранения каркаса от повреждений. Протектор

обладает определённым рисунком, который различается в зависимости от

назначения шины. Шины высокой проходимости имеют более глубокий рисунок

протектора и грунтозацепы на его боковых сторонах. Рисунок и конструкция

протектора дорожной шины определяется требованиями к отведению воды и

грязи из канавок протектора и стремлением снизить шум при качении. Но, всё

же, главная задача протектора шины — обеспечить надёжный контакт колеса

с дорогой в неблагоприятных условиях, таких как дождь, грязь, снег и т. д.,

путём их удаления из пятна контакта по точно спроектированным канавкам и

желобкам рисунка. Но эффективно удалять воду из пятна контакта протектор в

силах лишь до определённой скорости, выше которой жидкость физически не

сможет полностью удаляться из пятна контакта, и автомобиль теряет сцепление

с дорожным покрытием, а следовательно и управление. Этот эффект носит

название аквапланирование. Существует широко распространённое заблуждение,

что на сухих дорогах протектор снижает коэффициент сцепления из-за меньшей

площади пятна контакта по сравнению с шиной без протектора (slick tyre).

Это неверно, так как в отсутствие адгезии сила трения не зависит от площади

соприкасаемых поверхностей. На гоночных автомобилях в сухую погоду

используются шины с гладким протектором либо вообще без него для того,

чтобы снизить давление на колесо, уменьшив его износ, тем самым позволив

применять в изготовлении шин более пористые мягкие материалы, обладающие

бóльшим сцеплением с дорогой. Во многих странах существуют законы,

регулирующие минимальную высоту протектора на дорожных транспортных

средствах, и многие дорожные шины имеют встроенные индикаторы износа.

Борт позволяет покрышке герметично садиться на обод колеса. Для этого

он имеет бортовые кольца и изнутри покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой

резины (у бескамерных шин).

Боковая часть предохраняет шину от боковых повреждений.

Шипы противоскольжения. В целях повышения безопасности движения

автомобиля в условиях гололёда и обледенелого снега применяют

металлические шипы противоскольжения. Езда на шипованных шинах имеет

заметные особенности. На ходу автомобиль делается заметно более шумным,

ухудшается его топливная экономичность. В снежно-грязевой каше или в

глубоком рыхлом снегу эффективность шипов невелика, а на твёрдом сухом или

влажном асфальте шипованные шины даже проигрывают «обычным»: из-за

снижения площади пятна контакта шины с дорогой, тормозной путь автомобиля

увеличивается на 5-10 %. Хотя 70-процентное сокращение тормозного пути на

льду — их несомненное преимущество.

Бескамерные шины (tubeless) наиболее распространены благодаря своей

надёжности, меньшей массе и удобству эксплуатации (так, например, прокол

в бескамерной шине не причинит больших неудобств по дороге до автосервиса).


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Четверг, 21 августа 2014
Вверх Яндекс.Метрика