Корзина

Тенденции развития в шинной индустрии

American Underslung

1913 American Underslung с белыми шинами из натурального каучука.

 

Шины первых автомобилей напоминали велосипедные — имели очень небольшую

ширину и высоту профиля. Такие шины имели неудовлетворительные показатели

грузоподъёмности (из-за малой высоты профиля), проходимости (из-за небольшой

площади пятна контакта), управляемости, долговечности и комфортабельности.

Часто шины этого поколения автомобилей изготовлялись из натурального каучука

и имели белый цвет или цвет слоновой кости, так как не имели в своём составе

углеродного наполнителя.

white wall tire

Шина пятидесятых годов с широкой белой боковиной — 1955 Chevrolet.

 

Начиная с 1920—30-х годов, после усовершенствования технологии производства

шин и появления искусственного каучука, появилась возможность изготовлять

шины с более широким и высоким профилем. Шины теперь изготавливают

из искусственного каучука с углеродным наполнителем, повышается надёжность

шин и их ресурс. Благодаря этому появилась возможность иметь на автомобиле только одно запасное колесо (до середины двадцатых годов обычно имелось два).

 

Первые шины с углеродным наполнителем имели как правило белые

(или кремовые, цвета «слоновой кости») боковины и чёрный протектор,

что было сделано главным образом для снижения стоимости производства

(как уже упоминалось, чистый технический углерод получают сжиганием

природного газа без доступа воздуха, и стоимость производства этим методом

в те годы была высока). Более дорогие шины были полностью чёрными —

в те годы это считалось признаком современности и стиля, кроме того,

за такими шинами было проще ухаживать. Впоследствии ситуация изменилась —

чёрные шины к середине тридцатых получили массовое распространение,

а шины с белыми декоративными накладками на боковины (сами боковины

были уже обычно чёрными, состоя из того же материала, что и протектор)

уже к 1940-м годам превратились в стильный аксессуар.

Packard Super Eight

Шина конца тридцатых — сороковых годов (автомобиль Паккард Super Eight).

 

К пятидесятым годам ширина профиля достигла для малолитражек 5,2"…6,0",

а для автомобилей среднего и большого класса 6,0"…9,0" дюймов.

Значительное повышение скоростей движения вызывает повышенные требования

к прочности каркаса шины, что обуславливает переход с текстильного корда

на более прочный металлокорд, что позволило вместо 8-14 слоёв каркаса иметь

всего 2-4 без снижения допустимой нагрузки и увеличении ресурса в разы.

Высоту профиля обычно выбирали примерно равной его ширине

(полнопрофильные шины), что предопределяло высокую грузоподъёмность,

хорошую проходимость и комфортабельность. Шины были как правило

диагональные, обеспечивающие хорошую комфортабельность, но

посредственную управляемость, на которую ещё не обращали такого внимания,

как в последующие периоды.

Характерный для больших американских автомобилей этой эпохи эффект

существенного «запаздывания» реакции на вращение рулевого колеса

не в последнюю очередь обусловлен своим возникновением именно

высокопрофильным шинам тех лет с мягкой, податливой боковиной.

 

Долгое время размерность шин из-за плохого качества дорог выбиралась

максимальной. Так, «Победа» ГАЗ-М20 и Москвич-400 (бывший Opel Kadett)

имели шины размерностью 16 дюймов, а ЗиМ ГАЗ-12, «Волга» ГАЗ-21

и «Москвичи» моделей 402…407 имели обода размерностью 15 дюймов.

Западные аналоги имели шины хотя порой и меньшей, но всё равно значительной

размерности. В США шины с широкой белой полосой на боковине (Wide Whitewall

Tires) получают массовое распространение даже на недорогих марках

автомобилей.

 

Начиная с шестидесятых годов стали уделять больше внимания управляемости

автомобилей, что выразилось в уменьшении высоты профиля шин до примерно

70-80 % от их ширины, при одновременном увеличении самой ширины;

кроме того, значительное улучшение дорог позволило ощутимо уменьшить

размерность шин — для малолитражек до 12-13 дюймов, а автомобилей более

высоких классов — 13-15". Так, «Москвич-408» использовал шины размерностью

6,00-13", «Жигули» ВАЗ-2101 — 6,15-13". Близкую размерность имели и другие

европейские малолитражки, а автомобили более высоких классов обычно

использовали размерность 14", хотя даже на них порой использовали

13-дюймовые колёса — например младшие модели «Мерседеса» среднего

литража в середине 1960-х использовали шины размерностью 7,00-13".

amc marlin wire wheel cover cz

Шина шестидесятых в стиле Red Stripe (1967 AMC Marlin, шина—реплика производства US Royal, модель «Tiger Paw Red-Stripe High-Performance» 8,25×14").

 

Американские «компактные» автомобили часто из соображений экономии имели

шины размерностью 13" в базовой комплектации, например, 6,00-13" у Ford Falcon

модели 1960 года, а более соответствующие их габаритам и массе 14-дюймовые

обода предлагались в качестве опции. «Среднеразмерные» автомобили, которые

по размеру были чуть крупнее советской «Волги», имели обычно 14-дюймовые

шины — например 7,35-14" у Plymouth Satellite модели 1965 года.

«Полноразмерные» автомобили уже использовали шины на 15";

например, автомобили Cadillac 1966 модельного года — размерностью от 8,00-15"

у сравнительно лёгких моделей до 9,00-15" у лимузинов.

 

В шестидесятых годах начинаются получать распространение радиальные шины

с образованной радиально ориентированными нитями каркаса жёсткой

боковиной, изначально предлагаемые в виде опций или тюнинга. Благодаря

наличию жёсткого каркаса боковины они обеспечивали намного меньшие

значения бокового увода, существенно улучшая устойчивость и управляемость.

Между тем, из-за использования в них жёсткого металлокорда такие шины

обеспечивали невысокую комфортабельность и массового распространения

долго не получали. Лишь с появлением к середине семидесятых сочетающих

хорошую управляемость и приемлемый комфорт радиальных шин с

синтетическим или комбинированным кордом они получают однозначное

признание и повсеместное распространение.

amc concord dl

1978 AMC Concord DL имел низкопрофильные широкие шины с узкими
белыми полосами на боковине.

 

Совершенствуется форма протектора, элементы которого становятся более

высокими и мелкими. Отражая снижения высоты профиля, в шестидесятые годы

белая полоса на боковине сужается до 1" — 3/4" (2,5 — 2 см), это стиль Narrow

 

Whitewall Tires, ближе к середине десятилетия появляются и шины стиля White

Band, с очень узкой, всего около полудюйма (12,7 мм), полосой, или парными

ещё более тонкими полосками. Наряду с традиционным белым предлагаются

красный, синий, жёлтый и другие цвета, а также — шины с буквами на боковине.

 

В семидесятые и восьмидесятые годы высота профиля шин ещё больше

снижается, радиальные шины окончательно вытесняют диагональные на легковых

автомобилях. На легковых автомобилях используют обычно шины размером

не более 12-15". В середине семидесятых получают распространение

так называемые низкопрофильные шины, у которых высота профиля составляет

70 % от ширины и менее. В СССР первые подобные шины появились на

«Жигулях» ВАЗ-2105.

 

Прогресс в области химии синтетических материалов приводит к тому,

что вместо традиционного металла в каркасе шин используют искусственные

волокна. Это позволяет в значительной степени победить один из главных

недостатков радиальных шин — повышенную передачу толчков от дороги

через радиально расположенные нити каркаса.

 

В последнее время наметились всё бо́льшие тенденции, направленные

на уменьшение высоты профиля шины при сохранении ширины и одновременном

увеличении посадочного размера, и, соответственно, использовании дисков

большего диаметра для сохранения радиуса качения. Это делает возможным

установку тормозных механизмов большего диаметра, что необходимо в свете

роста мощностей моторов и скоростей автомобилей. Также уменьшается

деформация боковых стенок шины — это улучшает реакции шины на действия

рулём, и снижает нагрев шины, но, с другой стороны, ухудшает

комфортабельность движения (особенно по дорогам невысокого качества),

долговечность (в тех же условиях) и проходимость, а форма пятна контакта

становится короче и шире.

 

Снижение сопротивления качению шины также является одним

из приоритетнейших направлений в развитии шинной промышленности.

Снижение сопротивления позволяет повышать экономичность движения

автомобиля, за счёт более совершенных материалов, применяемых в протекторе,

которые поглощают меньше энергии при растяжении и сжатии. Больших успехов

достигла компания Michelin, разработанные ею опытные образцы покрышек

Proxima позволяют снизить вес на 20 %, а сопротивление качению на 25 % — до

6.5 кг/т по сравнению с покрышками серии Energy, обладающими сопротивлением

в 9 кг/т. Для справки — шины выпущенные в 1897 году имели сопротивление

качению

в 25 кг/т.

 

Возможность нести вес автомобиля в случае потери воздуха определённое

количество километров, без вреда для колёсных дисков - важное достижение

шинников за последнее время. Такие шины обычно носят название «run flat».

 

К реализации идеи создания шины не боящейся прокола компании подошли

по-разному. Например Goodyear используют в своих шинах EMT (Extended Mobility

Tire) специальные вставки в плечевой зоне, которые не позволяют шинам

полностью складываться. Michelin в шинах PAX используют нестандартный обод,

с жёстким кольцом, на которое в случае потери давления и опирается

автомобиль.

bmw e60 m5 wheel

Современная сверхнизкопрофильная шина (BMW E60 M5).


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Понедельник, 25 августа 2014
Вверх Яндекс.Метрика