Бронеавтомобиль «Фиат-Омский» на шинах типа «гусматик»
Гусма́тик, или гусма́тиковая шина — колесная шина, наполненная эластичной
массой. Широко применявшиеся в военной технике в первой половине XX века,
в настоящее время гусматики практически вышли из употребления и ограниченно
применяются лишь на некоторых специальных (строительных и т. п.) машинах.
Гусматики, появившиеся в начале XX века, своё название получили от
одноимённой смеси, изобретённой петроградским химиком А. Гуссом и начавшей
применяться в качестве наполнителя для шин бронеавтомобилей в период
Первой мировой войны.
В межвоенный период и в годы Второй мировой войны гусматики широко
использовались на колёсной бронетехнике и буксируемых артиллерийских
орудиях, однако в послевоенный период, в связи с возрастанием скоростей
военной техники (включая скорости буксировки орудий) и началом широкого
распространения шин с регулируемым давлением, они быстро стали выходить
из употребления.
Гусматик представляет собой резиновую оболочку, внутренний объём которой
заполнен специальной эластичной массой, основу которой составляют,
как правило, глицерин и желатин — так называемым гусматическим составом.
Главное достоинство гусматиков — неуязвимость для проколов, а также пулевых,
осколочных и прочих аналогичных повреждений. Основным недостатком шин
данного типа является меньшая эластичность по сравнению с традиционной
пневматической шиной, что существенно ограничивает допустимые скорости
передвижения транспортного средства и, как следствие, область применения
шин — шины ГК (с губчатой камерой) при больших скоростях быстро нагреваются,
а внутри покрышки начинается выделение газов, что может вызвать
самовозгорание шин или даже их разрыв.
Современные аналоги
В настоящее время разрабатываются новые, более эффективные аналоги
гусматиков, в конструкции которых применён схожий принцип.
В них для демпфирования вместо эластичной массы используются
высокоэластичные ячеистые структуры, расположенные между более жёсткой
и прочной цельнолитой шиной и колёсным диском.