Первая в мире резиновопарусинная шина была сделана Робертом Уильямом
Томсоном (англ.). В патенте № 10990, датированным 10 июня 1846 года,
написано: «Суть моего изобретения состоит в применении эластичных опорных
поверхностей вокруг ободьев колёс экипажей с целью уменьшения силы,
необходимой для того, чтобы тянуть экипажи, тем самым, облегчая движение
и уменьшая шум, который они создают при движении». Патент Томсона написан
на очень высоком уровне. В нём изложена конструкция изобретения, а также
материалы, рекомендуемые для его изготовления. Шина накладывается на колесо
с деревянными спицами, вставленными в деревянный обод, обитый
металлическим обручем. Сама шина состояла из двух частей: камеры и наружного
покрытия. Камера изготавливалась из нескольких слоёв парусины, пропитанной и
покрытой с обеих сторон натуральным каучуком или гуттаперчей в виде
раствора.
Наружное покрытие состояло из соединённых заклёпками кусков кожи. Томсон
оборудовал экипаж воздушными колёсами и провёл испытания, измеряя силу тяги
экипажа. Испытания показали уменьшение силы тяги на 38 % на щебёночном
покрытии и на 68 % на покрытии из дроблёной гальки. Особо отмечались
бесшумность, удобство езды и лёгкий ход кареты на новых колёсах. Результаты
испытаний были опубликованы в журнале «Mechanics Magazine» 27 марта 1849
года вместе с рисунком экипажа. Можно было констатировать, что появилось
крупное изобретение: продуманное до конструктивного воплощения, доказанное
проведёнными испытаниями, готовое к совершенствованию. К сожалению, на том
дело и закончилось. Не нашлось никого, кто бы занялся этой идеей и довёл её
до массового производства с приемлемой стоимостью. После смерти Томсона в
1873 году «воздушное колесо» было забыто, хотя образцы этого изделия
сохранились.
В 1888 году идея пневматической шины возникла вновь. Новым изобретателем
был шотландец Джон Данлоп, чьё имя известно в мире как автора
пневматической шины. Дж. Б. Данлоп придумал в 1887 году надеть на колесо
трёхколёсного велосипеда своего 10-летнего сына широкие обручи, сделанные
из шланга для поливки сада, и надуть их воздухом. 23 июля 1888 года Дж. Б.
Данлопу был выдан патент № 10607 на изобретение, а приоритет на применение
«пневматического обруча» для транспортных средств подтверждал следующий
патент от 31 августа того же года. Камера из резины крепилась на обод
металлического колеса со спицами обматыванием её вместе с ободом
прорезиненной парусиной, образующей каркас шины, в промежутках между
спицами. Преимущества пневматической шины были оценены достаточно быстро.
Уже в июне 1889 года на стадионе в Белфасте Уильям Хьюм выступил в гонках на
велосипеде с пневматическими шинами. И хотя Хьюма описывали как среднего
гонщика, он выиграл все три заезда, в которых участвовал. Коммерческое
развитие изобретения началось с образования маленькой компании в Дублине и
конце 1889 года под названием «Пневматическая шина и агентство Бута по
продаже велосипедов». В настоящее время «Данлоп» — одна из крупнейших
фирм в мире по изготовлению шин.
В 1890 году молодой инженер Чальд Кингстн Уэлтч предложил отделять камеру
от покрышки, вставлять в края покрышки проволочные кольца и сажать на обод,
который впоследствии получил углубление к центру (ручей обода). Тогда же
англичанин Бартлетт и француз Дидье изобрели вполне приемлемые способы
монтажа и демонтажа шин. Всё это определило возможность применения
пневматической шины на автомобиле. Первым, кто стал использовать
пневматические шины на автомобилях, были французы Андре и Эдуард Мишлен,
которые уже имели достаточный опыт в производстве велосипедных шин.
Они объявили, что к гонке в 1895 году Париж—Бордо у них будут готовы
пневматические шины для автомобилей и сдержали своё обещание. Несмотря на
многочисленные проколы, автомобиль преодолел расстояние в 1200 км и достиг,
среди девяти других, финиша своим ходом. В Англии в 1896 году шинами
«Данлоп» был оснащён автомобиль Ланчестер. С установкой пневматических шин
существенно улучшились плавность хода, проходимость автомобилей, хотя
первые шины были ненадёжны и не приспособлены к быстрому монтажу. В
дальнейшем основные изобретения в области пневматических шин были, прежде
всего, связаны с повышением безотказности и долговечности их, а также с
облегчением монтажа-демонтажа. Появился шиномонтажный станок, что
позволило сделать борта шины более жесткими. Потребовалось много лет
постепенного совершенствования конструкции пневматической шины и способа
её изготовления, прежде чем она окончательно вытеснила литую резиновую.
Стали применяться всё более надёжные и долговечные материалы, появился в
шинах корд — особо прочный слой из упругих текстильных нитей. В первой
четверти XX века всё чаще стали использовать конструкции быстросъёмных
креплений колёс к ступицам на нескольких болтах, что позволило заменять шины
вместе с колесом в течение нескольких минут. Все эти усовершенствования
привели к повсеместному применению пневматических шин на автомобилях
и бурному развитию шинной промышленности.