Метрическая система
Пример: LT205/55R16 91V
-
- LT (опционально, обязательное обозначения по DOT) — функция шины
(P — легковой автомобиль (Passenger car); LT — лёгкий грузовик (Light Truck); ST — для прицепов/фургонов/телег (Special Trailer), нельзя использовать для легковых автомобилей/пикапов/грузовиков; T — временная (используется только для запасных шин))
- 205 — ширина профиля, мм
- 55 — отношение высоты профиля к ширине, %.
Если не указан — считается равным 82 %.
- R — шина имеет каркас радиального типа (если буквы нет — шина диагонального типа). Частая ошибка — R принимают за букву радиуса.
Возможные варианты: B — bias belt (диагонально-опоясанная шина. Каркас шины тот же, что и у диагональной шины, но имеется брекер, как у радиальной шины), D или не указан — диагональный тип каркаса.
- 16 — посадочный диаметр шины (соответствует диаметру обода диска), дюйм
- 91 — индекс нагрузки (на некоторых моделях в дополнение к этому может быть указана нагрузка в кг — Max load)
- V — индекс скорости (определяется по таблице)
Возможные вариации:
-
- Индекс скорости может располагаться в разных местах маркировки: 225/50SR16, 225/50SR16 89S, 225/50R16 89S
- Присутствие буквы C после диаметра, например, 195/70R15C 104/102R, означает "коммерческий". Такая шина предназначена для пикапов или грузовиков
с повышенной грузоподъёмностью.
- После размера могут присутствовать буквы XL, RF, SL, LL (например, P235/75R-15 XL, P285/35R-19 LL). Они означают соответственно повышенную (extra load, reinforced), стандартную (standard load), и пониженную (light load) несущую способность. В американской P-маркировке XL соответствует максимально допустимому давлению 41 psi (280 kPa), SL и LL - 35 psi (240 kPa), в европейской маркировке XL/RF соответствует 42 psi (290 kPa), SL - 36 psi (250 kPa),
LL отсутствует. Отсутствие этого обозначения соответствует варианту SL.
- В редких случаях (например, у шин Michelin с системой PAX) посадочный диаметр может быть указан в миллиметрах, например, 190/65R390, такие шины называются миллиметровыми. Если после диаметра идёт буква A - это означает асимметричный посадочный обод, т.е. разные внутренний и внешний диаметры посадочного обода. Например, в случае 235/710R460A 104T внутренний посадочный диаметр будет составлять 470мм, а внешний - 450мм. Миллиметровые шины вместе с дюймовыми дисками и наоборот - миллиметровые диски с дюймовыми шинами - совмещать и использовать нельзя.
Дюймовая система
Пример: 35×12.50 R 15 LT 113R
-
- 35 — внешний диаметр шины, в дюймах
- 12.50 — ширина шины, в дюймах (обратите внимание, что это ширина именно шины, а не протекторной части. Например, для шины с указанной шириной
10.5 дюймов ширина протекторной части будет равна не 26.5, а 23 см,
а протекторная часть 26.5 см будет у шины с указанной шириной 12.5.).
Если не указан внешний диаметр, то профиль высчитывается следующим образом: если ширина шины оканчивается на ноль (например 7.00 или 10.50),
то высота профиля считается равной 92 %, если ширина шины оканчивается
не на ноль (например 7.05 или 10.55), то высота профиля считается равной 82 %
- R — шина имеет каркас радиального типа
- 15 — посадочный диаметр шины, в дюймах, то же что в метрической системе
- LT — функция шины (LT — light trucks, для лёгких грузовиков)
- 113 — индекс нагрузки
- R — индекс скорости
Перевод из метрической системы в дюймовую и наоборот
Метрическая система |
Дюймовая система |
D/E-C (205/55-16);
- C — посадочный диаметр диска (в дюймах),
- D — ширина покрышки (в мм),
- E — высота профиля (высота боковины покрышки в % от ширины)
|
A×B-C (31×10.5-15);
- С — посадочный диаметр диска
(в дюймах),
- A — диаметр покрышки
(в дюймах),
- B — ширина покрышки (в дюймах)
|
Перевод из метрической системы в дюймовую
|
Перевод из дюймовой системы в метрическую |
- A = C + 2*D*(E/100)/25,4
- B = D / 25,4
|
- D = B * 25,4
- E = 100 * (A-C)/(2*D/25,4)
|
Назначение для определённых условий эксплуатации
- англ. Winter — зимние шины.
- англ. Aqua, Rain и т. д. — высокоэффективны на мокрой дороге.
- англ. M+S (Mud+Snow) — буквально — «грязь+снег» — пригодны для движения
по грязи и снегу.(Шины повышенной проходимости)
- англ. M/T (Mud Terrain) — грязевые ландшафты.
- англ. A/T (All Terrain) — шины для любого ландшафта (баланс между комфортом
и проходимостью).
- англ. AS (All Season) — всесезонная шина.
- англ. Any Season — всесезонная шина.
- англ. R+W (Road + Winter) — всесезонная шина.
- англ. Rotation — шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку
на боковине шины, показывающую требуемое направление вращения шины.
- англ. Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — асимметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть
с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.
- англ. Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины
на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.
- англ. Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордом.
- англ. Tubeless (TL) — бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.
- англ. Tube Type (TT) — шина должна эксплуатироваться с камерой.
- англ. MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.
- англ. RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.
- англ. Treadwear 380 — коэффициент износоустойчивости, определяется
по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100. Показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан
с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций
по давлению, регулировка углов сход-развала автомобиля и ротация колес. Показатель износа представлен в виде числа от 60 до 620 с интервалом
в 20 единиц. Чем выше его значение, тем дольше выдерживает протектор
при испытаниях по установленной методике.
- англ. Traction А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С.
Коэффициент А имеет наибольшую величину сцепления в своем классе.
- англ. Max Load — максимальная нагрузка и далее стоят значения в килограммах и фунтах.
- англ. PR (Ply Rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись «Reinforced», то есть «усиленные» (шины повышенной грузоподъемности).
- англ. Extra Load (XL) — повышенный индекс нагрузки.
- англ. Reinforced (Reinf или RF) — повышенный индекс нагрузки. На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (то есть прочности) шины может свидетельствовать буква «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C)
- англ. TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.
- англ. ZP — нулевое давление (Zéro Pression), коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP : Возможность продолжать движение
в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч.
ZP SR : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние
до 30 км при скорости до 80 км/ч.
- англ. SST — самонесущая шина (Self Supporting Tyres). Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола.
- англ. Dunlop MFS (Maximum Flange Sheild) — Система максимальной защиты обода борта. Защищает дорогие колеса от повреждений об бордюры и тротуары — резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону.
- англ. Studless — не подлежит ошиповке.
- англ. Studdable — подлежит ошиповке.
Кроме того, на шинах указываются стандарты качества (буква «Е» в кружочке — европейский стандарт, «DOT» — американский).